Развитие теории и практики менеджмента

Школа человеческих отношений М. Фоллет и Э. Мейо Школа человеческих отношений М. Мейо Несмотря на успехи системы управления, которую предложил Ф. Тейлор и его последователи, она имеет и свои существенные недостатки. В частности, тейлоризм требовал от рабочих тесной связи с машиной, по сути, подчинял человека, что, естественно, негативно сказывалось на психологическом его состоянии. Основные претензии рабочих сводились к тому, что работа по системе Тейлора и его последователей требовала от них жесткого соблюдения регламентов, автоматизма и хронометрирования при выполнении трудовых движений. Особенно это проявлялось в массовом производстве, где был преимущественно монотонный труд. При этом роль и квалификация отдельного работника не имеют особого значения.

3. Школа человеческих отношений (1930 - 1950-х гг., 1950 - до настоящего времени).

Движ ни з ч л в ч ки тн ш ния з дил ь в тв т н н п бн ть т ны п д т вит л й н чн г п вл ния и кл ич к й шк лы п лн тью зн ть ч л в ч кий ф кт к к н вн й эл м нт эфф ктивн й г низ ции. Н иб льший вкл д в звити шк лы ч л в ч ки тн ш ний — вн ли дв ч ны — Мэ и П к Ф лл т и Элт н Мэй . Эк п им нты Э. Мэй тк ыли н в н п вл ни в т ии п вл ния. Силы, в зник вши в д вз им д й твия м жд людьми, ч т п в дили илия к в дит л й.

У школы человеческих отношений было две предшествующие ей школы, Использование научного анализа для определения лучших способов он сделал, работая профессором Гарвардской школы бизнеса.

В 30 — х гг. Ее отличительной чертой является перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Часто возникновение школы человеческих отношений связывают с именем профессора Школы бизнеса Гарвардского университета Э. Эксперимент сыграл огромную роль в утверждении новой школы, но ее возникновение связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга — , переехавшего в г. Именно Г. Мюнстерберг создал первую в мире школу промышленных психологов.

Мюнстерберг был одним из основателей психотехники отбор кадров, их совместимость, тестирование способностей. Он провел массу экспериментов и создал множество психологических тестов, с помощью которых изучал способности и склонности испытуемых к различным профессиям, должностям, совместимость работников друг с другом, проблемы утомляемости, несчастных случаев на производстве. Мюнстерберг первым осознал важность гуманизации процесса управления, так как менеджер обязан управлять прежде всего людьми, а не машинами и не сводить людей к придаткам машин.

Большой интерес к исследованиям психологических аспектов менеджмента проявляла Мэри Паркер Фоллет — , которая родилась в Бостоне и там же начала свою трудовую деятельность в качестве социального работника. Фоллет активно изучала социально-психологические отношения в небольших группах, причем делала это задолго до знаменитых экспериментов Э. Фоллет выдвинули идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.

Мысль Фолетт была новой для своего времени. Советы Фоллет широко использовали в своей работе бизнесмены, ранее увлеченные идеями Тейлора.

Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

Школа человеческих отношений (начало 30 гг. - конец 50 гг.). 4. Подход с точки правильным использованием материального стимулирования для повышения . конкурентами в сфере бизнес-консалтинга. Борьба за деньги .

Представители этой школы: Элтон Мэйо , Питер Друкер. Создателем этой школы является Э. В рамках этой школы разрабатывались теории Макгрегора стиль деятельности и Маслоу мотивация. Поведенческий подход учитывал различные аспекты социального взаимодействия, мотивации и ценностных ориентаций личности, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций, лидерства, содержания работы, качества трудовой жизни.

Школа человеческих отношений пытается использовать в процессе производства возросший уровень образования рабочей силы, её интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Принципиальным этапом в разработке этой концепции явилось участие Мэйо в проведении так называемого Хоторнского эксперимента. В начале эксперимента группой инженеров-исследователей была поставлена задача определения влияния на производительность труда рабочих освещённости, продолжительности перерывов и ряда других факторов, формирующих условий труда.

Была отобрана группа из 6 рабочих, которые были помещены для наблюдения в специальное помещение и над которыми проводились различные эксперименты. Результаты эксперимента оказались поразительными. Оказалось, что производительность труда сохранялась выше средней и почти не зависела от изменений освещённости и других факторов. Мэйо пришёл к выводу, что высокая производительность объяснялась особыми отношениями между людьми, их совместной работой.

Данное исследование также показало, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, и какие существуют отношения между рабочими и менеджерами и у рабочих. Эти выводы полностью отличались от положений научного менеджмента, так как центр внимания уже переносился на систему взаимоотношений, на человека, рассматриваемого не как машина, а как социальное существо.

3. Этапы и школы в истории менеджмента

Как видите, первая половина ХХ века характерна глубокими и разносторонними разработками в области менеджмента. Разработки рассмотренных нами авторов не потеряли своей актуальности и в наши дни. Однако вторая половина ХХ века выдвинула новую волну интересных разработок, касающихся управления и жизни деловых организаций в целом. С некоторыми из них мы познакомимся.

Во второй половине века в менеджменте получили большое распространение такие подходы к управлению, как: Скала, возвышающаяся над морем, кому-то кажется незыблемой, но это не так.

Школа человеческих отношений В году промышленно развитые предприятия сворачивали производство, бизнес находился в . Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта.

Данная школа сосредоточила свое внимание на человеке: Это научное направление в теории управления и возникло после того, как обнаружилось, что регламентация труда и высокая заработная плата не обязательно приводят к повышению производительности труда, как полагали представители школы научного управления. Маслоу и теорию мотивации, зависящей от удовлетворенности или неудовлетворенности работой Ф. Хотторнский эксперимент позволил сделать следующие выводы: Выяснилось, что время от времени работники реагируют гораздо сильнее на давление своих коллег по рабочей группе, чем на желания руководства или денежное стимулирование.

Мотивация их основывалась не только на экономических факторах, но и на разного рода потребностях, которые деньги могут удовлетворить лишь частично и косвенно. Значит, если менеджер будет заботиться о своих подчиненных, уровень их удовлетворенности будет возрастать, что приведет к росту производительности труда.

Мэйо пришел к выводу, что производительность труда организации зависит не только от условий труда, наличия материального стимула и менеджмента, но и от социального и психологического климата в рабочей среде. По его мнению, вполне реально достичь в организации нужных целей именно с помощью удовлетворения потребностей работников. Поэтому искусство общения должно стать важнейшим критерием отбора администраторов, начиная с цехового мастера. Поэтому Мэйо и его коллеги предложили для управления производством сформировать комиссию, которая обеспечит более эффективные коммуникации в организации и понимание идей, позволит лучше воспринимать общую политику организации и осуществлять ее более эффективно.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

Таким образом, школа человеческих отношений и поведений дает интересный инструментарий для исследования проблем и решения прикладных задач антикризисного управления. Многие сформировавшиеся в рамках этого научного направления теоретические выводы и рекомендации имеют актуальность для современного менеджмента. Этот подход соответствует положениям школы человеческих отношений и предлагает гуманистическую модель регуляции поведения работника.

Исходным выступают представления о человеке как о творческом, наделенном воображением, трудолюбивом, способном к самоорганизации и самоконтролю, получающем удовольствие от процесса и результатов труда, для него труд столь же естественен, как и игра. Организация деятельности , предусмотренная в модели, основывается на принципах делегирования полномочий и ответственности, самоорганизации, максимального использования творческого потенциала работника, поощрения его инициативы.

Основные положения доктрины человеческих отношений: Хоторнский эксперимент психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса На основе использования социологических опросов в процессе.

Печать Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук стали применять приемы управления к межличностным отношениям. Положения науки о человеческом поведении бихейвиоризм, от англ. Основные представители школы человеческих отношений: Фоллет, Э. Мэйо, А. Фоллет, занимаясь изучением"человеческих отношений" в коммерческих предприятиях, подчеркивала важность согласования целей фирмы и ее работников.

Ваш -адрес н.

О сайте Человеческих отношений концепция Работа сама по себе не является неприятной определенные задания становятся таковыми, если они ограничивают индивида в использовании его способностей при их достижении. Таким образом, концепция человеческого потенциала защищает такие условия труда , в которых способности работника поощряются к развитию. Эта позиция отличается также и от концепции человеческих отношений , ибо теперь служащий оказывается полностью вовлеченным в отношения, соответствующие выполняемой им работе, и в достижение широко трактуемых целей обычно задач его отдела.

Организационное поведение и классическая теория менеджмента.

Тема данной курсовой работы «школа человеческих отношений» является . школы «человеческих отношений» являлся профессор Школы бизнеса . противоположных метода, которые можно использовать по отношению к.

Задать вопрос юристу онлайн 2. В результате этого эксперимента Э. Мэйо и его сотрудники пришли к выводу, что на производительность труда оказывают влияние психологические факторы и группо 30 вые ценности. Так как работнику присущи не только физиологические потребности, но и социальные, психологические, то неудовлетворение последних приводит к безразличию к работе и снижению производительности труда.

Исследования показали, что на эффективность труда работников влияют такие аспекты как отношение руководства к проблемам коллектива, взаимоотношения в группе. В частности, было выявлено, что работники устанавливали свои собственные групповые нормы или стандарты поведения, определяющие величину выработки. Такое давление было весьма эффективным: Для повышения производительности труда Э. Мэйо и его сотрудники рекомендовали проводить мероприятия по оздоровлению психологического микроклимата на предприятии: В процессе исследований был сформулирован эффект Хоторна — это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводили к благоприятному результату.

Участники эксперимента действительно работали намного усерднее, осознавая, что они причастны к эксперименту, а также по той причине, что администрация проявляет внимание к персоналу.

Ответы на экзаменационные билеты

Эмерсона, Г. Методология школы: Создатели школы считали, что используя наблюдение, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда; Первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Отношение к человеческому фактору:

Работа по теме: Школа человеческих отношений. отношений связывают с именем профессора Школы бизнеса . и использовать соответствующие именно этим потребностям методы мотивирования.

Развитие теории и практики менеджмента Чтобы лучше понять разворачивающееся перед нашими глазами такое новое и сложное социальное явление как, менеджмент, полезно поставить его в некий исторический ряд. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента - это в основном эволюционный процесс. Меняются цели и стратегия - меняются конкретные задачи - меняются организация и методы управления. В отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, менеджмент включает в себя постоянное обновление.

Историческая периодизация менеджмента подтверждает и показывает зависимость его развития от внешних условий, и прежде всего от исторического этапа развития общества. Этим обусловлена необходимость рассмотрения эволюции теории и практики менеджмента и перспектив его развития. Несмотря на определенное разнообразие школ и направлений развития менеджмента, можно выделить четыре основные сложившиеся школы:

6. Подходы на основе выделения различных школ

Как уже указывалось, практика управления организацией так же стара, как и сами организации. Исторически управление организациями из века в век становилось все более четким и сложным, а сами организации все более сильными и устойчивыми. Первый вклад в развитие менеджмента, вероятно, сделали шумеры, которые около 7 тысяч лет назад г. Второй шаг был совершен через тысячу лет г.

Анализ бизнес-процессов. Тема 1. Эволюция Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (г— гг). 1. Использование приемов управления межличностными отношениями. 2. Применение наук о .

Вклад различных школ в развитие управленческой мысли Эволюция управленческой мысли Первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует отнести к началу двадцатого века. Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины века. Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в Англии.

Однако идея того, что самоуправление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью.

Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку.

Школа человеческих отношений. Элтон Мэйо.